Никитин Юрий - Как Стать Писателем, Как Писать Фантастику
Никитин Ю.
Как стать писателем
Как писать фантастику
В гостях у Кристобаля ХУНТЫ
Если вы со мной незнакомы, представлюсь. Вот что писали обо мне братья
Стругацкие в сказке для научных работников младшего возраста "Понедельник
начинается в субботу":
"Кристобаль Хозевич Хунта, заведующий отделом Смысла Жизни, был человек
замечательный, но, повидимому, совершенно бессердечный. Некогда, в ранней
молодости, он долго был Великим Инквизитором и по сию пору сохранил
тогдашние замашки. Почти все свои неудобопонятные эксперименты он
производил либо над собой, либо над своими сотрудниками, и об этом уже при
мне возмущенно говорили на общем профсоюзном собрании. Занимался он
изучением смысла жизни, но продвинулся пока не очень далеко, хотя и получил
интересные результаты, доказав, например, теоретически, что смерть отнюдь
не является непременным атрибутом жизни. По поводу этого последнего
открытия тоже возмущались - на философском семинаре. В кабинет к себе он
почти никого не пускал, и по институту ходили смутные слухи, что там масса
интересных вещей. Рассказывали, что в углу кабинета стоит великолепно
выполненное чучело одного старинного знакомого Кристобаля Хозевича,
штандартенфюрера СС, в полной парадной форме, с моноклем, кортиком,
железным крестом, дубовыми листьями и прочими причиндалами. Хунта был
великолепным таксидермистом. Штандартенфюрер, по словам Кристобаля
Хозевича, - тоже. Но Кристобаль Хозевич успел раньше. Он любил успевать
раньше - всегда и во всем. Не чужд ему был и некоторый скептицизм. В одной
из его лабораторий висел огромный плакат: "Нужны ли мы нам?" Очень
незаурядный человек".
------------------------------------------------------------------------
Но это все лирика, а речь у нас пойдет, господа, о некоторых аспектах
прикладного фантастиковедения.
Во-первых, я хочу предложить вам методику оценки фантастических
произведений, которую разработали Генрих Альтов и Павел Амнуэль. Методику,
прямо скажем, иногда весьма нелицеприятную, зато полезную.
Шкала "ФАНТАЗИЯ-2": (текст шкалы - прим. Д.К.)
ЭКСПЕРИМЕНТЫ ФАНТАСТОВ - зачем это нужно?
СУБЪЕКТИВНАЯ оценка
НОВИЗНА
УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ
ЧЕЛОВЕКОВЕДЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ
А во-вторых, имеет смысл поразмышлять о способах придумывания новых
фантастических идей.
Фантастическая идея, друзья мои, одна из самых интересных составляющих
частей фантастического произведения. Вообще-то в художественном
произведении важно все: и сюжет, и характеры героев, и язык, - и конечно
же, и при написании и при чтении фантастики я советую вам обращать внимание
на все эти атрибуты настоящей литературы. Но согласитесь, мы любим и ценим
фантастику как вид литературы прежде всего за то, что она рассказывает о
чем-то необычайном, а потому и фантастическая идея при ближайшем
рассмотрении может очень многое. Хорошая, интересная новая фантастическая
идея предоставляет автору очень благодатный материал, используя который,
можно существенно обогатить замысел всего произведения.
------------------------------------------------------------------------
Я постараюсь рассказать вам о некоторых приемах создания новых идей. Эти
приемы обнаружили опять же Генрих Альтов и Павел Амнуэль. При этом они
изучили несколько тысяч фантастических романов, повестей и рассказов. И
оказалось, что самих приемов придумывания новых идей гораздо меньше - чуть
больше десятка. Вот о них у нас и пойдет речь. Я буду рассказывать о приеме
и предлагать вам найти его использование